Блокировка интернет – магазинов Украина
Блокировка интернет – магазинов Украина
В Верховной раде зарегистрирован законопроект № 6754 от 17.07.2017 «О внесении изменений в Закон Украины «О защите прав потребителей» и некоторых законодательных актов Украины насчет мер детенизации деятельности субъектов электронной коммерции».
Законопроект призван:
-
обязать продавцов разместить на сайте интернет – магазина информацию о наименовании (название юр.лица или ФИО), контактах (действительный адрес и номер телефона), порядке предъявления претензий, включения налогов в стоимость товара, информацию о стоимости доставки;
-
создать механизм влияния на продавцов что бы те выполняли требования законодательства.
Данный законопроект вызван значительным количеством интернет – магазинов, которые работают в «тени» без единого упоминания на их сайтах о продавце, а также большим количеством жалоб потребителей на продавцов в сфере электронной коммерции.
Суть законопроекта такова: продавец должен разместить на веб – сайте интернет – магазина информацию о себе согласно ЗУ «Об электронной коммерции» и ЗУ «О защите прав потребителей», если такой информации нет, то сайт будет блокироваться.
Как именно предлагают приостанавливать доступ к сайтам:
- Госпродпотребслужбе предоставляется право давать продавцам в сфере электронной коммерции обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений по выполнению ст. 7 ЗУ «Об электронной коммерции»;
- Такое предписание подлежит исполнению в течении 7 календарных дней с даты его получения продавцом (исполнителем, поставщиком) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции, а в случае отказа в получении предписания или в других случаях, когда вручение предписания не осуществлено – с даты, указанной в соответствующем почтовом отправлении.
- В случае невыполнения предписания Госпродпотребслужбой принимается решение о приостановлении доступа к интернет – магазину до устранения продавцом (исполнителем, поставщиком) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции нарушения.
Такое решение направляется для исполнения продавцу (исполнителю, поставщику) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции и поставщику услуг промежуточного характера, который предоставляет такому продавцу доступ к сети Интернет.
- В случае если продавца (исполнителя, поставщика) товаров, работ, услуг в сфере электронной коммерции невозможно идентифицировать в связи с отсутствием информации о продавце на веб – сайте Гопродпотребслужба принимает решение о блокировке интернет – магазина. Такое решение направляется поставщику услуг промежуточного характера, который предоставляет такому продавцу доступ к сети Интернет и подлежит исполнению в течении 10 календарных дней со дня его получения.
Из негативных сторон данного законопроекта можно выделить следующие:
- Нормативно – правовой акт не описано подробно механизм разблокировки веб-сайтов, а именно не предусмотрен четкий срок принятия Госпотребслужбой решения о разблокировки сайта и срок его направления провайдеру при выполнении требований законодательства;
- Остается непонятным каким образом будет проводится мониторинг интернет – магазинов в части предоставления информации о продавце.
В случае принятия данного законопроекта № 6754 от 17.07.2017 хотелось бы чтоб Парламент установил конкретные сроки разблокировки сайтов, иначе без четкого механизма снятия блокировки сайта интернет-магазина представители электронной коммерции могут стать заложниками бюрократического аппарата и ждать разблокировки очень долго.
Как избежать блокировки интернет-магазина и что делать если доступ к интернет-магазину приостановили?
Для предупреждения блокировки интернет-магазина нужно разместить информацию о продавце на сайте, а также обеспечить свободный доступ к этой информации. Согласно ЗУ «Об электронной коммерции» продавец обязан получить подтверждение того, что потребитель ознакомлен с вышеуказанной информацией.
Для выполнения требований ЗУ «Об электронной коммерции» интернет-магазину стоит разместить на сайте договор публичной оферты, т.е. договор, с условиями которого должен согласится покупатель перед покупкой товара или услуги. Подтверждение того, что клиент ознакомлен с условиями оферты, получается путем проставления отметки в чек-боксе «С условиями оферты ознакомлен».
Именно в договоре оферты стоит размещать информацию о продавце, существенных условиях сделки, порядке предъявления претензий и т.д..
Если доступ к интернет-магазину приостановлен (заблокирован) необходимо сделать следующее:
-
Немедленно выполнить условия ЗУ «Об электронной коммерции»;
-
Обратиться с письменным заявлением в Госпродпотребслужбу о разблокировке интернет-магазина.
Также стоит обратить внимание на то, что в ЗУ «О защите прав потребителей» предусмотрен штраф за не предоставление информации о продавце, а именно 30% от стоимости партии поставленной для реализации, а для ФЛП на едином налоге 85 грн. В случае принятия законопроекта № 6754 от 17.07.2017 планируется повысить размер штрафа для ФЛП на едином налоге до 850 грн.
В связи с принятием закона о кассовых аппаратах для торговцев сложной техникой и регистрацией в Верховной Раде законопроекта о блокировке сайтов, наблюдается тенденция по стремлению власти ужесточить нормы в сфере электронной коммерции.
Поэтому интернет-магазинам стоит быть внимательными к изменениям в национальном законодательстве, не допускать негативных последствий для своего бизнеса и размещать на своих сайтах договора оферты.